-
Учебный план муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот» на 2023-2024 учебный год.
Пояснительная записка к учебному плану муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план на 2023-2024 учебный год муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот» направлен на
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся.
План отражает следующие направления деятельности:
- техническое
- физкультурно-спортивное
- туристcко- краеведческое
- художественное
- социально-гуманитарное
Образовательные программы рассчитаны на период освоения от 1 года до 4 лет.
Содержание образовательных программ физкультурно-спортивной направленности ориентировано на укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, достижению спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей.
«Рукопашный бой: путь к совершенству» - программа, направленная на подготовку юных спортсменов к соревнованиям всероссийского, международного уровней.
Недельная нагрузка учебных групп спортивной радиопеленгации составляет 4-6 часов в неделю. К 4 году обучения обучающиеся имеют спортивные разряды по спортивной радиопеленгации не ниже 3 взрослого и достаточно высокие спортивные результаты, выезжая на региональные, всероссийские, международные соревнования.
Содержание программ технической направленности охватывает области технического моделирования и конструирования, обеспечивают деятельность судомодельного объединения, шахмат, занимательная радиоэлектроника, волшебный мир электроники, робототехника и др.
Программы технического моделирования и конструирования разработаны в основном для детей школьного возраста. В задачи входит расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование умений и навыков работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций разного функционального назначения.
Программы, рассчитанные на учащихся младшего школьного возраста, предусматривают развитие навыков конструирования изделий из бумаги, картона, фанеры, пластмассы и направлены на развитие пространственного мышления, расширение базы школьных знаний в области практического конструирования. Дают возможность учащимся младшего школьного возраста полнее проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу ее конструирования.
Для обучающихся среднего и старшего школьного возраста программы предусматривают расширение диапазона возможностей в области технического творчества. Программы обеспечивают базу теоретических знаний и практических умений, необходимую для создания сложных конструкторских моделей, образцов техники с использованием электроники. Теоретические знания обучающихся в области физики, математики, черчения получают практическое применение в творческой деятельности по созданию технических изделий.
Программы социально-гуманитарной направленности формируют у обучающихся социальные нормы поведения, помогают адаптироваться в обществе, развивая коммуникативные и др. виды навыков.
Одним из ключевых в комплексе мер по предотвращению детского травматизма является система непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении. Суть такой подготовки заключается в формировании у них специальных знаний, умений и навыков безопасного поведения в условиях дорожного движения. Важную роль играет пропаганда правил дорожного движения и агитационная работа. Эти проблемы призваны решать детские объединения, связанные с изучением дорожного движения, полный курс изучения которых рассчитан на год.
Программы «Военно-прикладная подготовка», «Стрелковая подготовка», «Школа юнармейцев» решают задачи формирования активной гражданской позиции обучающихся, воспитания патриотизма, самостоятельности и др. качеств личности, готовности к службе в Российской Армии.
Исходя из современных реалий, когда детям дошкольного возраста очень часто не хватает устойчивых навыков поведения в повседневной жизни, нами разработаны программы, связанные с формированием безопасного поведения в социуме, главная задача которой научить осознанному и произвольному выполнению основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Благодаря созданию юнармейского движения в России, в учреждении появилась программа «Школа юнармейцев», освоение которой формирует у подростков желание служить Родине. Причем таких программ несколько - для разных возрастов детей: от дошкольного до подросткового.
В учебный план включены программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, преодоление негативных эмоций и качеств личности «Человек среди людей».
Образовательные программы туристско - краеведческой направленности - «Туризм. Горизонт успеха», «Поисковик». Деятельность этих объединений направлена на сохранение и приумножение традиций отечественной истории, поиск неучтенных воинских захоронений, восстановление имен, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, формирование военно-профессиональной ориентации молодых людей. При составлении данных программ использованы новейшие разработки в области безопасности жизнедеятельности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Актуальной и востребованной обучающимися в учебном плане является программа «шахматы», изучение которой положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов, способствуя развитию восприятия, внимания, воображения, памяти. Способность формирования умственных действий возникает у детей к 7 годам. Шахматы являются идеальной моделью для успешного развития теоретического мышления.
Художественная направленность плана представлена программами, которые создают условия для формирования мотивации личности ребенка к творческому познанию, формируют художественный вкус детей через приобщение к народному творчеству и овладению навыками работы различными техниками.
Мы предоставляем возможность переходить от освоения одной программы к другой в течение учебного года, так как считаем, что у каждого должна быть такая возможность. Ребенок может осваивать сразу несколько программ, если у него есть такое желание.
В каждую программу включена воспитательная работа, которую проводит педагог, реализующий программу. В программах – социально ориентированная деятельность, проведение разговоров «О важном» «Герои нашего времени»; просмотр и обсуждение короткометражных фильмов об участниках специальной военной операции; встречи с интересными людьми - старожилами города, спортсменами ХМАО-Югры и России, встречи, мастер-классы с выпускниками учреждения, нынешними курсантами, выпускниками военных училищ, школ МВД и многие другие мероприятия, формирующие патриотические чувства, гордость за отечество.
Учебный план регламентирует содержание деятельности учреждения, реализацию дополнительных общеобразовательных программ - дополнительные общеразвивающие программы.
Нормативно-правовой основой составления учебного плана Центра являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ;
- К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. № 678-р
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 №196;
- Устав МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 8.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 21.09.2018г. №3188 (0002478).
Учебный план реализуется в соответствии годовым календарным учебным графиком на 2023-2024 учебный год, который утвержден приказом директора от 31.08.2023. № 461.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность в течение всего календарного года, включая каникулярное время в соответствии с учебными, календарно-тематическими планами в объединениях.
Продолжительность учебного периода составляет 37 учебных недель в соответствии годовым календарным учебным графиком.
В летний период образовательная деятельность осуществляется в условиях летней оздоровительной кампании и переходит на летний режим работы.
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются непосредственно программой, разработанной и утвержденной в соответствии с установленным порядком утверждения программ в учреждении.
Учреждение работает в соответствии с муниципальным заданием.
Учебный план рассчитан на шестидневную рабочую неделю и решает проблему развития устойчивой мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, используя традиционные и нетрадиционные формы организации учебной деятельности:
- Учебные занятия
- Лекции, семинары, дискуссии
- Конференции
- Экскурсии
- Открытые учебные занятия
- Защита проектов
- Соревнования
- Викторины
- Игры (учебные, деловые, сюжетно-ролевые)
- Мастерские
- Психолого-педагогический тренинг
- Творческие мастерские
и другие.
Особенности организации учебного процесса.
Организация образовательного процесса в Центре характеризуется следующими особенностями:
- Занятия в учреждении проводятся в свободное от основной учебы время.
- Приём в учреждение осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) объединений, с предоставлением им возможности занятий в нескольких объединениях и их сменой в течение всего года.
- Зачисление в объединения Центра осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).
- Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой с применением дистанционных технологий.
- Образовательный процесс имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков, на реализацию интересов обучающихся, развитию у них общих, специальных и творческих возможностей.
- Организация образовательного процесса предполагает соответствие технике безопасности и санитарным требованиям.
- Предусматривается следующая форма организации учебных занятий: групповые, с частичным составом объединения, индивидуальные занятия. Индивидуальное обучение осуществляется для детей – инвалидов по индивидуальным учебным планам, с учётом особенностей их психофизического развития (по медицинским показаниям).
- Занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
- Обучение в учреждении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам бесплатное.
- Дополнительные общеобразовательные программы учреждения могут реализовываться в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» посредством сетевых форм их реализации. Для осуществления форм сетевой реализации учреждение заключает договор о реализации образовательных программ в сетевой форме.
- В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) при реализации дополнительных общеобразовательных программ в учреждении используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
- При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, что отражено в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.
- Формы аудиторных занятий закреплены в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.
- Объем учебной нагрузки обучающихся, распределение учебного времени по годам обучения представлены в дополнительных общеобразовательных программах.
- Занятия в учреждении проводятся в течение всей недели, включая каникулярное время, за исключением государственных праздников.
- Занятия в учреждении начинаются не ранее 08.00 ч, а заканчиваются не позднее 21.00 часа.
- Расписание занятий в учреждении составляется с учетом того, что они (занятия) являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в школе. Расписание составляется с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей). Варианты согласования: телефон, устная форма, социальные сети, мессенджеры). В расписании занятий указываются наименования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, номера учебных групп, время и продолжительность занятий, место проведения, фамилия, имя педагога. Расписание занятий утверждается приказом директора. Разрабатываемый срок - полугодие.
- Продолжительность учебных занятий: от 25 до 45 минут, в зависимости от возраста обучающихся, санитарных норм: 1 час в образовательном процессе составляет 25 минут - для детей 4, 5 годов жизни, для детей с ОВЗ, 30 минут- 6 год жизни, 1 полугодие обучающихся 1 классов, во всех остальных случаях -45 минут. Парные учебные занятия (45мин.+45мин.) физкультурно-спортивной направленности (плавание, спортивная радиопеленгация, спортивное ориентирование) проводятся без десятиминутного перерыва для отдыха, так как предполагают определенный программой режим, который не требует отдельного перерыва.
В течение года расписание может корректироваться в связи с необходимостью. Допускается перенос занятий педагогами по согласованию с администрацией учреждения и изданием приказа о переносе занятия.
Изменения в расписании занятий утверждаются приказом директора.
- В образовательном процессе педагогами используются различные формы проведения занятий: теоретические (лекции, беседы, рассказ), практические (изготовление моделей, сувениров, конкурсы, викторины, экскурсии), игровые (интеллектуальные, развивающие, деловые игры, дискуссии), комбинированные (работа над проектами, соревнования).
- Учебный план формируется до начала учебного года. В течение учебного года возможны изменения (не выходя за пределы количества часов по учебному плану), исходя из фактического комплектования учебных групп.