Что такое инклюзивное образование?
В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные организации - это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Социальная инклюзия во всё большем числе стран мира рассматривается как одна из важнейших линий общественного развития.
Именно образование является тем ключевым фактором, который способствует осуществлению социальной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование представляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества.
Со вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ становится возможной организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам.
Основные понятия и термины
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-медико-педагогическая комиссия–комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитание.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
- Психолого-педагогическвое консультирование обучающихся, их родителей(законных представителей) и педагогических работников;
- Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую и другую помощь обучающимся;
- Комплекс реабилитационных и других мероприятий;
- Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Реабилитация – применение комплекса мер медицинского,
социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса.
Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.
Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношение с обществом
Из Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре