Она возникла как дополнение и развитие к профилю Олимпиады.
Беспроводные технологии связи имеют исключительную важность, поскольку они являются ключевым элементом развития энергетики, сельского хозяйства и продуктовой безопасности в ближайшие десятилетия.
Они позволяют создавать интеллектуальные энергетические сети, внедрять интеллектуальные системы управления сельским хозяйством и сити-фермерством, обеспечивать промышленную и военную безопасность, а также способствуют развитию других областей, таких как транспорт, здравоохранение, образование и развлечения. Беспроводные технологии связи являются драйверами развития и условием развития для остальных областей, обеспечивая современную
инфраструктуру и образ жизни.
Чему посвящена программа?
Программа посвящена самым базовым основаниям того, что такое связь, системы связи, беспроводная связь. Чем дальше, тем сильнее мы оказываемся в ситуации, когда пользовательского опыта у нас огромное количество, а понимание как он работает, и даже какие решения мы можем инсталлировать, более сложные, чем личные смартфоны и ноутбуки, которые работают по одним стандартам, и там выбирать не из чего, у нас уже отсутствует.
А это вопрос уже грамотности, цифровой безопасности, безопасности данных, безопасности и развития инфраструктур. И для того, чтобы всем этим заниматься критически важно разбираться в базовых понятиях систем связи: в том, что такое сигнал, информация, код… Программа про это. Профиль олимпиады про это. Во многом это базовые фундаментальные вещи, но смотрящие немного вперед, в будущее, потому что сейчас огромными темпами будет развиваться интернет вещей для беспилотного транспорта, для энергетики, огромными темпами будут развиваться спутниковые каналы связи и вообще космические системы связи по мере перехода к освоению Луны и т.д.
Это целое семейство решений, и все они базируется на базовых принципах, на понимании одновременно достаточно простых и достаточно сложных вещей, которые можно функционально “попробовать”. Про это наш программа.
Площадки, на базе которых создан сетевой кружок:
МАУ ДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот», IT-куб на базе МБОУ СШ№11, МБОУСШ№42
Методы и формы решения поставленных задач
Главным преимуществом сетевого кружка является возможность проводить смешанные (гибридные) форматы занятий – очно-дистанционные. Оснащение программ методическими и дидактическими материалами, позволяет проводить занятия различных видов.
Виды занятий учащихся
- Занятия с преподавателем. Возможно проведение в форме очных семинарских занятий или в дистанционном формате в режиме вебинаров. Существуют образовательные семинары и семинары по решению задач. Возможно проведение хакатонов в очном или заочном формате.
- Самостоятельная работа. Изучение образовательных курсов, самостоятельное решение задач.
Деятельность педагога дополнительного образования в рамках программы
- Обучение - посещение вебинаров, прохождение образовательных онлайн курсов, самостоятельная работа с представленными профилем дидактическими материалами.
- Подготовка к занятиям - педагог дополнительного образования еженедельно проводит подготовку к занятиям с обучающимися.
- Проведение занятий - предполагает очный или дистанционный семинар или хакатон.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на планомерную подготовку обучающихся к участию в соревнованиях по профилю “Технологии беспроводной связи” Национальной технологической олимпиады.
В основу программы положено содержание профиля, разработанное для проведения отборочных и заключительных этапов олимпиады и подготовительных мероприятий прошедших сезонов: задачи отборочных этапов и финалов, теоретические материалы и лекции, разборы заданий, модули образовательных курсов, практикумы и хакатоны. Образовательная программа включает в себя стадии от ознакомления с Национальной технологической олимпиадой и профилем до финального испытания. Программа включает в себя предпрограммные мероприятия и регулярные занятия в течение года.
Ознакомление с профилем – проводится в режиме предпрограммного мероприятия - Урок НТО – дает общее представление о профиле, охватывает большое количество школьников. Вторым предпрограммным мероприятием является регистрация участников на Олимпиаду.
Первый отборочный этап определяет общий уровень подготовки школьников по предметам математика и информатика. Успешное решение задач первого этапа показывает готовность участников к работе с обучающими материалами второго этапа.
Задачи второго этапа сформулированы таким образом, чтобы отразить специфику профиля, они более сложные и затрагивают актуальные темы в системах связи, а также готовят команды к задачам финального испытания. Кроме того, задачи второго этапа направлены на развитие элементов научного исследовательского подхода и навыков командной работы. Все задачи этапа сочетают в себе математику и информатику. Для решения задач второго этапа необходимы не только школьные знания и умения программы, навыки использования школьных знаний для решения новых задач, но и факультативные знания в области программирования, математики и геометрии. Методические рекомендации (образовательные курсы, вебинары) к данному этапу позволяют очертить область знаний и навыков для самостоятельного изучения.
Во время подготовки к финалу для участников организованы хакатоны, где участники могут получить и отточить навыки, необходимые для решения финальной задачи.
Задачи финального испытания составлены таким образом, что они образовывают взаимосвязанную цепочку. Все задачи заключительного этапа связаны с задачами второго этапа. Также в заключительный этап входит индивидуальный предметный тур, в ходе которого участники решают задачи по математике и информатике.
Программа позволяет структурировано готовить команды к участию в Олимпиаде. Отборочные этапы и подготовительные мероприятия выстроены так, чтобы в течение года учащиеся имели возможность подготовиться к финальным задачам профиля.
Задачи программы по профилю
- Подготовка к соревнованиям по профилю “Технологии беспроводной связи” и другим инженерным соревнованиям, соответствующим тематике профиля.
- Ознакомление с актуальным содержанием в области Технологий беспроводной связи, ее практическими применениями в различных сферах. Создание фундамента знаний по тематике “Беспроводная связь”.
- Создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учебы в вузах и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с технологиями беспроводной связи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Учащиеся 8-11 классов. Группы рекомендованы по 10-12 человек.
Особенности организации учебного процесса для учащихся
- Участие в очных занятиях кружка: 2 раза в неделю по 2 академических часа (45мин.+45 мин.) Участие в семинарах.
- Участие в хакатонах.
- Самостоятельная работа, продолжительностью 3 академических часа в неделю, включающая в себя онлайн-занятия, консультации индивидуальные, групповые, вебинары. (Посещение вебинаров является обязательным требованием к обучающимся сетевого кружка и показывает их реальную активность и заинтересованность. Продолжительность 1- 1,5 академических часа).
Особенности организации учебного процесса для педагога дополнительного образования
Самостоятельная работа, продолжительностью 3 академических часа в неделю.
- Обучение - посещение вебинаров от профиля, прохождение образовательных онлайн курсов, самостоятельная работа с представленными профилем дидактическими материалами. Посещение вебинаров от профиля является обязательным требованием к преподавателям сетевого кружка и показывает их реальную активность и заинтересованность.
- Подготовка к занятиям - педагог проводит подготовку к каждому занятию с обучающимися.
Сроки реализации программы
Общая продолжительность: 1 год.